Феофания – одна из красивейших местностей Киева. Она расположена в Голосеевском районе. Для киевлян Феофания, прежде всего, ассоциируется с прекраснейшим парком, озёрами, целебными источниками, санаторием, медицинским комплексом. Сотни киевлян в выходные дни приезжают в этот уголок здоровья чтобы отдохнуть перед трудовой неделей. И для этого созданы все условия – уютные беседки, высажены экзотические деревья, проложены тротуарные дорожки, обустроены детские площадки, есть возможность покушать и попить целебной воды. Ну чем не рай!
Феофания также имеет большую историческую ценность. До середины 18 века эта местность называлась Лазаревщина – от имени монаха-пасечника. В 1731 году Лазаревщину передали в собственность настоятелю Михайловского Золотоверхого Монастыря – Феофану Шиянову. Он построил на этой земле скит для уединения от мирских дел, забот о монастыре и возможности через молитву больше общаться с Богом. Тогда же Лазаревщину переименовали в Феофанию. Со временем, здесь сформировался монастырь с большим хозяйством, четырьмя церквями и другими необходимыми постройками.
Но всё изменилось с приходом советской власти. На территории Феофановского Свято-Пантелеймоновского монастыря открыли детскую колонию, птицефабрику и другие кооперативы. Но больше всего Феофановский монастырь пострадал в годы отечественной войны – из 4-х храмов сохранился только один Пантелеймоновский, да и тот пострадал от миномётного фашистского огня.
Отгремела война, страна вернулась к мирной жизни, но монастырь верующим больше не вернули. Все земли и все уцелевшие здания бывшего Феофановского Пантелеймоновского монастыря перешли в собственность Академии наук Украины. Один из корпусов был передан институту механики. В соборе проводили опыты сотрудники института электротехники.
Прошли годы, зажили раны страны, отстроились новые корпуса институтов, а на территории бывшей православной обители зажглась лампада нового Свято-Пантелеймоновского женского монастыря.
Никогда не зарастёт тропа в Феофанию. Кто-то приедет в парк отдохнуть, кто-то в монастырь помолиться, кто-то искупаться в источнике, а кто-то напиться святой воды.